альманах в канун 75-летнего юбилея образования Безменовской школы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

Безменовская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области 

 

альманах в канун 75-летнего юбилея образования Безменовской школы

 

              

                    Этот альманах в канун 75-летнего юбилея

образования Безменовской школы

на селе мы посвящаем педагогам

разных времен.

 

 Вступление.

 

   Как жалеем мы иногда, что не всегда внимательны к людям, к их внутреннему миру. Упрекаем себя, что некогда писать, некогда поговорить, а жизнь проходит и уносит с собой те неповторимые мгновения, которых уже не будет никогда

 

 

 

 

                             Мария Ивановна Ишевская

 

   Мария Ивановна запомнилась мне человеком, очень любящим свой предмет. Мудрая, добрая, она не давила учеников своим авторитетом, а в каждом находила что-то хорошее. Бывало, сидим на экзамене (по русскому языку); сдавали все по билетам, и Мария Ивановна делит учеников на группы, при этом характеризует каждого примерно так: «Ой, мои хорошие, вы знаете, он такой стеснительный, он всего боится. Да вы, наверное, знаете его отца, отец такой же был: он учился у нас; ему трудно дается грамматика, но он старается, он такой трудолюбивый». Или: «Ой, мои хорошие, это такой умный парень, он так читает выразительно, у него и сестра умница, а какая мать умница». Таким образом, мы узнавали не только детей, сдающих экзамены, но и всех родственников этих учеников.

   А ее изумительные рассказы, они круче сюжетов из передачи «Жди меня»!

- Вы знаете, эта девочка через много лет нашла свою мать. И дальше - целая история.

- Людмила Борисовна, она из Ленинграда, она нашла свою мать в Канаде, ее угнали в Германию во время войны, а вот сейчас мать найдена, и Людмила Борисовна едет к ней в Торонто. (Людмила Борисовна – учительница, преподавала русский язык и литературу в нашей школе). И опять целая история.

   Но чаще всего Мария Ивановна рассказывала о том, как ее отец воевал под Сталинградом, как его командир, Алексей Очкин, написал о нем и пятидесятисеми бессмертных, защищавших Волжскую кручу, книгу. Это запомнилось на всю жизнь.

   Ее ребята писали замечательные сочинения, она сама прекрасно читала наизусть, и ее любовь к детям и предмету была спокойной и несуетной, бескорыстной и неиссякаемой.

   Была у Марии Ивановны, как у всякого из нас, изюминка, она часто опаздывала, но сама над этим смеялась, и мы вскоре перестали замечать этот, как казалось, недостаток. Очень гостеприимная, приветливая, если окажешься в гостях, обязательно напоит чаем.

   Родители относились к Марии Ивановне с глубоким уважением, не обижались, если Мария Ивановна просила обратить внимание на что-либо в поведении их ребенка.

   Чуткость, отзывчивость, душевная теплота – эти качества выделяли Марию

Ивановну среди своих коллег.

 

 

 

                                Нина Ефимовна Бунькова

 

   Если бы Нина Ефимовна не стала учителем, она стала бы писателем или журналистом. Она обладала феноменальной памятью, легкостью пера, желанием что-то сочинять. Молодых она учила искать свое, не работать по шаблону, не бояться авторитетов, любить свой предмет. Читала она запоем, всегда все помнила, никогда никого ни с кем не путала. Хвалила учеников и учителей, чтобы подбодрить, помочь.

   Совсем не имеющая административной хватки, она все же работала директором, что ей мешало полностью раствориться в творчестве. Иногда казалось, что Нина Ефимовна с ее недюжинным интеллектом скучен человек, но при близком знакомстве, понимаешь, что это не так. Несмотря на легкость в отношениях, Нина Ефимовна была скрытым человеком, своего сердца не открывала вполне.

   Любовь к слову, к книге – вот главное в ее характере. Она порой отказывала себе во всем, чтобы купить редкую книжную вещь. Любила все живое, о животных могла рассказывать часами. Могла говорить нелицеприятные вещи в глаза, неважно, что при этом будет. Иногда говорила о ком-то с иронией, но имела право: она не любила поверхностных людей. Тосковала о чем-то исключительном, уставала от быта, скуки современных будней. Совершенно лишена меркантильности, всегда верила, что главное – это духовное богатство, которое сделает человека прекрасным.

   У меня сохранились ее экспромты, написанные во время экзаменов.

1990 год. Год Лошади.

(Я и Пастернак).

Была зима, зима пылала,

В огне горели две свечи,

И лошадь головой мотала

От перестроечной дичи.

 

(Я и Блок).

Черный ветер, белый снег.

На лошадке человек.

На человеке этом –

«Вся власть советам!»

 

(Я и Маяковский),

Все мы немножко Лошади,

Товарищ, поправь хомут,

Впрягайся скорей в перестройку,

Не то буржуи сомнут.

 

 

 

 

                                     Нина Ивановна Печина

 

   Нина Ивановна – это пример бескорыстного служения своему делу. Всегда стремится к новому, интересному, она хотела, чтобы все увидели это интересное. Она полна энергии, задора, ее можно назвать вечной пионеркой в самом хорошем смысле этого слова. Она тормошила ребят, будила в них желания быть лучше, быть интереснее, активнее. Я помню ее поездки с учениками в Академгородок, в Ботанический сад, в НГПБ (там работала ее приятельница). Благодаря поездке в библиотеку многоие ученики той группы связали свою жизнь с книгой, стали учителями и библиотекарями, в том числе и моя старшая дочь, классным руководителем которой была Нина Ивановна.

   Она неконфликтна, но если даже ее что-то раздражало, Нина Ивановна спорила деликатно, терпеливо. С особой любовью относилась к природе, своему садику, где заботливо пропалывала сорняки, рассаживала цветы и старалась снабдить отростками и рассадой всех близких.

   Нина Ивановна всегда любила учиться, любила общение с интересными людьми и всегда была оптимисткой, хотя жизнь ее не баловала.

 

 

 

                             Галина Ефимовна Литвинова

 

   Образцом такта, доброжелательности и душевного равновесия запомнилась мне Галина Ефимовна. Она никогда не повышала голоса, но все ее слушали, когда она делилась своими находками в работе с детьми. Галина Ефимовна разговаривала просто, обыкновенно, без всяких вычурных или непонятных слов, но ее речь была интересна, в ней были радости и мучения трудного поиска Учителя.

   Ровна, проста Галина Ефимовна была со всеми, не боялась начальства, не игнорировала молодых, помогала всем, кто бы к ней ни обратился с любой просьбой. Была исключительным авторитетом для детей и их родителей. Она, как мне кажется, стеснялась громких фраз, слишком ярких жестов, все тихо, просто было в ней.

   Галина Ефимовна давла взаймы, не спрашивая, зачем, не любопытствуя, а от души – это большая редкость относиться с чуткостью к чужой проблеме.

   Галина Ефимовна была первой учительницей моей младшей дочери, и я не помню, чтобы она давала какие-то «полезные» советы, она говорила на равных, как старший товарищ, и мы это очень ценили.

   А как я уговаривала ее бежать на лыжах за честь школы, будучи председателем ПК?! И ведь Галина Ефимовна согласилась пройти дистанцию на лыжах, хотя ей было это сложно. Славный человек, который вложил свою душу в души учеников.

 

                              Из воспоминаний учителя русского языка и литературы

                                              Галины Дмитриевны Чекалдиной

 

 

 

 

                           Василий Дмитриевич Черепухин

 

   Окончилась война, он, военный летчик, воевал под Сталинградом, где еще, не знаю, приехал в родное село и пошел работать в школу учителем начальной военной подготовки. Весь в ремнях, подтянутый, строгий учил нас стрелять из мелкоколиберной винтовки. Я была в 6 классе. Потом окончил педучилище и стал учителем начальных классов. Это был единственный учитель-мужчина начальных классов в школе, доработавший до пенсии.

   Своих детей у них с Анной Михайловной не было, он был строгий, но справедливый. Знаю пример: был у него ученик, маленький, слабый физически и слабо успевал. Василий Дмитриевич приводил его домой, поил молоком и занимался с ним, пока не выровнял его со всеми другими.

   Сначала он про войну не хотел рассказывать, наболело, видно. Но с возрастом он охотно делился воспоминаниями. Приходил в мой 9 «А» класс и подробно рассказывал о Сталинградской битве.

   Остался он у меня в памяти строгим дома и добрым, большим, окруженным маленькими детьми, как цветами, в школе. Они его совсем не боялись, липли к нему, и вся строгость его переходила в доброту.

 

 

                                Анна Михайловна Болусова

 

   Анна Михайловна, жена Василия Дмитриевича Черепухина, оставила на всю жизнь фамилию своего первого мужа, тоже Василия, ушедшего на фронт из Ново-Локтей. Юный муж погиб в первый год войны, им было по 18 лет, они оба были учителями.

   К нам она приехала и всю жизнь проработала учителем математики. Блестящий бывший офицер покорил сердце красавицы. Я у нее училась в пятых-шестых классах и всю жизнь была ее родственницей и другом. Она и вдохновила меня идти работать в школу.

   Анна Михайловна повезла меня в шестом классе в город к врачу, выписала и купила мне очки. Она впервые повела меня в театр оперы и балета, где мы слушали «Садко» - это неизгладимое впечатление детства.

   В школе она была всегда доброжелательна, и мы, ученики, выучивали теоремы не из страха наказания, а, не желая огорчить любимую учительницу. Она и дома была добра ко всем соседям. Детей у нее не было, но карманы ее всегда были полны конфет, и попраздникам, и без она раздавала их детям.

   Она была активна в общественной, партийной работе, действительно сельская учительница многих поколений нашего села.

   О наградах государственных не говорю, а награда от людей села – уважение и любовь.

 

                                   Из воспоминаний ветерана педагогического труда

                                                  Нины Ивановны Печиной

 

 

 

                           Нина Ильинична Сидоренко

 

   Нина Ильинична Сидоренко – учительница французского языка. Приехала она в Сибирь из Краснодарского края посмотреть на снег, тайгу. И направили ее из Новосибирска в Черепаново, а оттуда в Безменовскую семилетнюю школу. Это был 1956 год. Я была направлена старшей пионервожатой, мне 17 лет, а ей 21 год.

   Ее приезд всколыхнул школу, и все, кто ее знал, были от нее в восторге. Она учила разговорной речи сельских школьников, французского у нас еще не было. Пела Нина Ильинична французские песни (ни пластинок, ни магнитофонов тогда не было). Она читала детям стихи наизусть на русском и французском языках. А они учили ее кататься на лыжах. Идля нее, и для детей все было впервые. Я от нее услышала стихи Константина Симонова. Весь вечер, гуляя по заснеженной деревне, она читала мне стихи.

   Появляясь в клубе, где были в моде конкурсы, игры, она забирала все призы, приводя всех в восторг, и меня в первую очередь. Я теперь, ее вспоминая, понимаю, какая от нее исходила светлая энергия интеллигентного человека.

   Прошел год, жених Нины Ильиничны окончил военное училище, она уехала, вышла замуж.

   Наша дружба длилась до старости. Мы выполняли договоренность писать в письмах стихи, особо задевшие душу. Когда мне нужно было для укрепления здоровья повезти Сашу на море, она приняла нас, хотя сама в ту пору жила на съемной квартире. Жили мы семьей целый месяц у Нины Ильиничны и ничего не платили.

   Гуляли, как в молодости, делились мнениями обо всем. Она колесила с мужем по гарнизонам, учила офицеров французскому, в Севастополе учила школьников. Стала отличником народного образования.

   Такие учителя влияют на все, с чем сталкиваются, только положительно. На меня она так и повлияла.

   Готовясь к юбилею, я перечитала ее письма (я их храню), как в молодость вернулась. Вот строки из одного из них: К. Ваншенкин

«К чему ничтожные обиды,

  Им не давать исчезнуть без следа,

  Их помнить, не показывая вида

  И даже улыбаясь иногда?

  Они мелки, но путь их страшно долог,

  И с ними лучший праздник нехорош.

  Они, как злой блуждающий осколок

  Болит внутри, а где, не разберешь.

  Вот почему я их сметаю на пол,

  Пускай не все, но большую их часть.

  Осколок только кожу оцарапал,

  А мог бы в сердце самое попасть».

Я недавно написала ей, но никто не ответил.

«Замолчал, как будто канул в воду,

Старый друг, а я грущу о нем.

Ни в какую бурю, непогоду

Мы того, что было не вернем.

Нам с другими жить, дружить, сходиться.

Только так потеря велика,

Будто с ним ушла меня частица,

Отжила, отпела навсегда».

   Это тоже из ее письма.

                        

                            Из воспоминаний ветерана педагогического труда

                                                  Нины Ивановны Печиной

 

 

 

                            Нина Ивановна Тихвинская

 

                                                          Я тебя никогда не увижу…

                                                          Я тебя никогда не забуду!!!

   Мне посчастливилось работать рядом с необыкновенным человеком, педагогом от бога Тихвинской Ниной Ивановной. Интеллигентная и вместе с тем очень простая, общительная, она предстала перед нами молоденькой симпатичной девушкой. До всего доходила сама.

   Они приехали на станцию Безменово молодой парой: Владимир Николаевич и Нина Ивановна. Начинали с нуля: строили семью (здесь у них родились дети), строили свою карьеру. В центре семьи, конечно же, была сама Нина Ивановна. Она была замечательной женой, отличной матерью, прекрасной учительницей. Чтобы подготовиться к уроку, она перечитывала горы литературы. Ее уроки всегда были интересными, эмоциональными, познавательными.

   Один урок никогда не походил на другой. Да и сама она на каждом уроке была другая: одухотворенная, полностью проникающая в душу своих учеников. Кстати, они ей платили такой же любовью. Ее помнили все ее выпуски, они приходили к ней запросто на ее день рождения, на юбилей, просто в гости. Они скучали без нее, между ними была постоянная связь. А сколько пришло проводить ее в последний путь!!!

   Она никогда не позволяла себе грубости по отношению к коллегам, к учащимся, просто к людям.

   А какой она была подругой! Всегда внимательно-предупредительная, она предугадывала желание, мечты; первая всегда приходила на помощь. И хотя я была старше ее, я часто приходила к ней за советом. И, поговорив с ней, на душе становилось спокойно. Я всегда думала, откуда столько мудрости у такой хрупкой, миловидной женщины.

   А потом поняла, что она получила отличное воспитание в своей семье. У нее были хорошие родители, которые научили ее честности, порядочности, любви к людям. Эти качества она передала своему мужу, своим детям и, конечно же, учащимся и всем людям. А они ей просто платили тем же. Вот и весь ответ.

   Я благодарна, что она была в моей жизни.

 

                                                       Коллега Любовь Афанасьевна Плотникова

 

 

 

 

                            Владимир Николаевич Тихвинский

 

   Владимир Николаевич вошел в наш коллектив органично, вписался, как говорят в народе. До этого он перебрал не мало специальностей, но нашел он себя в педагогике! Закончил заочно НГПИ. Как он умел влюбить в себя учеников! Это был человек широкой души, простой, отзывчивый, добрый, но вместе с тем и очень требовательный прежде к себе, а потом уж и к другим.

   «Мастер – золотые руки», - называли его в коллективе. Он умел все, он оказывал помощь всем, кто бы к нему не обращался. Был он и мастером  производственного обучения (трактор собрал с винтика), ребята с удовольствием совершенствовали езду на тракторе. Результат не заставлял себя ждать: первые места в районе и области. Вел военное дело, сам ходил в военной форме и от учащихся требовал то же самое. Владимир Николаевич оформил отличный кабинет и работал, работал.

   А какие конкурсы он проводил в школе и клубе.  Если Владимир Николаевич в школе был дежурным администратором, то чувствовался порядок во всем. А летом все учителя обращались за помощью к нему: то помочь с сеном, то дрова вывезти, то картофель подкопать… И повсюду он поспевал.

   Владимир Николаевич вырастил двух замечательных сыновей, очень любил жену. А как он любил отдыхать: охота, рыбалка – это было его хобби.

   Он был не только прекрасный педагог, но и отличный друг и товарищ.

 

                     Супруги Плотниковы Виктор Васильевич и Любовь Афанасьевна

    

 

                

 

                      

                     Майя Григорьевна Быстрицкая (Костина)

 

   С большой признательностью и любовью я вспоминаю свою учительницу русского языка и литературы Костину Майю Григорьевну. Ее уроки отличались эмоциональностью и любовью к нам, деревенским ребятишкам. Она, такая молодая и красивая, была для нас примером во всем. Майя Григорьевна знакомила нас с классической литературой: с ее уроков мы узнавали об А.С. Пушкине и М.Ю. Лермонтове – великих русских поэтах; она знакомила нас с прозой Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева.

   В тот год мы были выпускниками, занимались в литературном кружке «Любитель книги». Майя Григорьевна сделала своими руками членские билеты – красные книжечки с нашими фотографиями; всем купила значки «А.С. Пушкин». Мы прикрепили их на школьную форму и с гордостью их носили.

   Никогда не забуду, как мы ставили театральное представление по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Наши мальчики так увлеклись постановкой (сценка, где семь мужиков тузят друг друга), что после репетиции у них долго болели руки  и ноги.

   Внеклассная работа по литературе для нас всегда была праздником. Я очень благодарна Майе Григорьевне за это. Эта любовь к литературе сохранилась во мне и, наверное, неслучайно я стала именно учительницей русского языка и литературы.

   Майя Григорьевна, говорят, еще продолжает работать. Я желаю ей хорошего здоровья, счастья и удачи во всем. Я благодарна ей!

 

                                                            Выпускница 1956 года

                                           Любовь Афанасьевна Плотникова (Тутова)

 

 

 

 

                           Евдокия Харитоновна Боженок

 

   С большой признательностью и любовью я вспоминаю свою учительницу начальных классов Боженок Евдокию Харитоновну.

   У нас в начальных классах сменилось три учителя. Это были пятидесятые годы. Я на всю жизнь запомнила именно Евдокию Харитоновну.

   Она была молодая, очень красивая, добрая и ласковая. В те послевоенные годы мы жили голодно. Наша учительница собирала нас у себя вечерами и подкармливала. Откуда она брала средства, не знаю. Но она пекла нам пироги, оладьи, на столе всегда были конфеты. Мы дружили с ее сыном и вместе играли. Таким же добрым для нас был и ее муж дядя Володя. А как много она с нами занималась дополнительно! Мы и решали, и писали диктанты, и, конечно же, читали.

   Евдокия Харитоновна и дядя Володя вечерами читали нам и Чехова, и Л.Н. Толстого, и С.Г. Короленко и других классиков. А вечером они нас провожали домой.

   Сколько же надо было иметь доброты, чтобы наделять ими не только родных и близких, но и крестьянских детишек из своего класса. Давно уже ушла из жизни моя любимая учительница, но я ее никогда не забуду. То, что я стала педагогом, есть и ее частичка вклада. Любить детей, отдавать свое сердце до конца – завет Евдокии Харитоновны. Этим я всегда руководствовалась в своей педагогической деятельности.

 

                                                           Выпускница 1956 года

                                           Любовь Афанасьевна Плотникова (Тутова)

 

 

 

 

 

                                Нина Полуэктовна Степанова

 

   После окончания педучилища я пришла в Безменовскую среднюю школу работать учителем русского языка и литературы. За плечами стаж работы – один год. Нина Полуэктовна (математик) работала завучем. Завуч – это учитель всех учителей. Она была очень внимательная к каждому учителю. Сама являлась хорошим специалистом. Для всех была примером. Она «день и ночь» проводила в школе, несмотря на то, что у нее самой были дочь и сын. У нее на все было время. Детей своих она воспитывала одна.

   У Нины Полуэктовны четко была спланирована вся работа контроля и помощи учителям. Она была всегда требовательная, но вместе с тем и тактичная. Впоследствии став заместителем директора по учебной работе, я часто сверяла свои действия с работой Степановой Нины Полуэктовны. Она была для меня примером, я очень благодарна ей.

 

                                               Учитель русского языка и литературы

                                                     Любовь Афанасьевна Плотникова

 

 

 

 

                               Анна Михайловна Болусова

 

   В пятых-седьмых классах математику у нас преподавала Болусова Анна Михайловна.

   Она навсегда осталась в моем сердце. Иначе не могло и быть. Помнится, что в 50 – 60-ые годы учителя отдавали детям себя целиком, без остатка. Это была очень молодая симпатичная женщина. Детей у нее своих не было, и все свое время она отдавала нам. Анна Михайловна никогда не повышала на нас голос, всегда внимательно нас выслушивала, но вместе с тем была очень требовательная.

   Нас не надо было оставлять после уроков, мы сами с удовольствием оставались. Мне всегда математика давалась с трудом, поэтому я ей занималась каждый день. Я была председателем совета отряда, затем председателем совета дружины – нужно было соответствовать. Анна Михайловна уделяла мне много времени, я до сих пор ей очень благодарна за это.

   У меня внучка часто спрашивает, откуда я знаю математику, могу задачу решить, уравнение, помню математические законы. Я отвечаю: «У меня была очень хорошая учительница математики. Хотя часто я получала тройки, но сейчас это соответствует вашей пятерке».

   До конца своей жизни я буду помнить учительницу математики Болусову Анну Михайловну.

 

                                                         Выпускница 1956 года

                                           Любовь Афанасьевна Плотникова (Тутова)

 

 

 

 

                         Василий Дмитриевич Черепухин

 

   Черепухин Василий Дмитриевич – учитель начальных классов Безменовской средней школы. Он пришел в школу после войны. Все к нему относились с большим уважением. Я его помню с 1964 года.

   Мужчина - учитель начальных классов. Это такая редкость, а вместе с тем это очень здорово! Все, особенно мальчишки, смотрели «ему в рот». Это был очень добросовестный, но вместе с тем требовательный учитель. Он давал учащимся крепкие знания. Неслучайно много лет он был заместителем директора по учебной работе начальных классов.

   Я пришел в школу молодым учителем, и Василий Дмитриевич являлся для меня наставником, я старался брать с него пример.

   Он похоронен на кладбище в Безменово, и, приходя туда, я всегда прихожу на его могилку, отдаю дань этому человеку.

   Я помню его! Я благодарен ему!

       

                                           Учитель Безменовской средней школы с 1964 года

                                                       Виктор Васильевич Плотников

 

 

 

 

                                Юрий Алексеевич Рубанов

 

   Что нужно сделать, чтобы тебя помнили долгие годы, каким надо быть, чтобы о тебе не забывали? Да просто надо жить с открытой душой и жить так, как будто этот день последний, а планировать на будущее столько, как будто ты живешь вечно.

   Вот так жил  и работал в Безменовской средней школе Рубанов Юрий Алексеевич. Сейчас он живет и работает в р. п. Линево. Юрий Алексеевич в безменовской средней школе работал учителем физической культуры и военного дела.

   На уроках он был требователен в первую очередь к себе, а потом уже к ученикам. Он был строг, но вовремя сказанная шутка делала его добрым, смешным, своим, простым.

   К нему обращались другие учителя за помощью - наладить дисциплину на уроках. Встретит Юрий Алексеевич провинившегося один на один, что он ему скажет, никто не знал, но результат налицо. Никому никогда не отказывал, и никто из детей не обижался, а еще больше уважали его.

   А как весело проходили вечера в школе, если на этом вечере присутствовали Рубанов Ю.А., Синюков Н.И., Марков В.А., Гарцуев А.Т. И песню споют, и сценку поставят.

   Новый год! Вечер в спортзале, наряжена елка, веселье, смех. Одна из учительниц, Храмцова Е.А., нашла в спортзале волейбольный мяч, разрезаный пополам. Подходит к Рубанову Юрию Алексеевичу и надевает на его голову половину мяча – получилась шапочка для плавания, и говорит: «Поплыли, Юрий Алексеевич!» В одну секунду он упал на пол и поплыл вразмашку. Увидела это Татьяна Алексеевна Стенникова и побежала к жене Юрия Алексеевича:

- Валя, Юра плывет!

- Ну и что.

- Так он в белой кофте!

- Постираем!

Веселью не было предела, но работать тоже умели и старались.

   Первое сентября, линейка. Никто так не строил детей на линейку, никто так не докладывал военным голосом директору школы, что школа на линейку постоена, а Рубанов Юрий Алексеевич это делал.

   А какие были парады на 9 Мая. Все ученики девятых и десятых классов, и девочки, и мальчики, в военной форме маршем проходили перед трибуной и зрителями несколько раз. Какое волнение, ответственность, гордость испытывали мы, ученики. Это незабываемое!

   Идет парад. Мы шагаем строем мимо трибуны. У ученицы 10 класса с ноги спадает туфель, а она продолжает идти в строю, не показав виду, как будто ничего не произошло. Потом, после парада, Юрий Алексеевич лично поблагодарил Зою.

    Сейчас Юрий Алексеевич на пенсии, но работает в школе р. п. Линево рабочим. Я спросила у него, что он делает как рабочий. Юрий Алексеевич ответил: «Все! И шторы вешаю, и ремонтирую отопление…» А самое главное он сказал: «…слежу за порядком и дисциплиной, помогаю учителям с трудными детьми». Он неравнодушный человек, никогда не пройдет мимо человека, которому нужна помощь.

 

                                                        Учитель Безменовской средней школы

                                                             Татьяна Георгиевна Ваенгардт

 

 

 

 

                                 Посвящается ветеранам

 

   Ветераны! как мягко, нежно, гордо и уважительно звучит это слово. Произносим «ветераны», а слышим «ветер». Сколько ветров спокойных и грозовых пришлось претерпеть учителям за годы работы в школе, и сами они превратились каждый в свой ветер, несущий удачи и добрые перемены своим ученикам.

   Как теплый, тихий, ласковый ветер звучали и до сих пор звучат слова на уроках литературы у умудренной опытом, сдержанной, справедливой. лиричной Плотниковой Любови Афанасьевны и у красноречивой. остроумной. эрудированной. всегда энергичной Чекалдиной Галины Дмитриевны. Честь, достоинство, доброта, мир, дружба, искренность, гуманизм – эти слова заложили они в наши головы и сердца, и мы пронесли их по жизни.

   Математика – царица всех наук! И уроки математики вела у нас и ведет до сих пор тоже царица – Зоя Гавриловна Гришина, женственная, нежная, грациозная, величественная. Где управляют цари, там должны бушевать бури, но на ее уроках почти всегда штиль. Это помогало нам спокойно и уверенно находить правильные решения, за что мы благодарны своему учителю.

   Лесной, цветочно-медовый, шелестящий ветерок пробуждал и преобразовывал нас к лучшему на уроках у нины Ивановны Печиной. Расцветали цветы на страницах учебника, сбегались и слетались все звери и птицы, и даже сам его величество Человек позволял разобрать себя по косточкам на ее уроках. Нина Ивановна до сих пор пленяет всех своей жизнерадостной улыбкой, тактичностью, интеллегентностью, человеколюбием, любознательностью.

   Ветер странствий и открытий присутствовал на уроках географии у заботливого, застенчивого, искреннего Плотникова Виктора Васильевича и у приветливой, целеустремленной, исполнительной Афанасьевой Тамары Ивановны. Сколько поколений они провели на своих уроках по горам, морям, океанам, лесам и пустыням. Эти путешествия закаляли нас, делали нас мужественнее, отважнее, мечтательнее.

   Попутный ветер! Это всегда прекрасно. Он подгонит тебя, развеселит, поможет. Таковой помощницей своих учеников была  и остается жизнеутверждающая, принципиальная, начитанная, знающая все и про всех на свете Татьяна Алексеевна Стенникова. Изучение иностранных языков способствует сближению и взаимопониманию людей. Люди перестали понимать друг друга, люди не хотят понимать друг друга, а она учит, как это правильно сделать.

   «Ветер, ветер – ты могуч» приходят на ум строки А.С. Пушкина при встрече с Верой Алексеевной Пысиной. Вера Алексеевна – скромная труженица, великая, могучая волшебница. Легким мановением руки заставляет действовать вулкан, одно вещество превращаться в другое. Это на ее уроках мы могли вдохнуть чистый кислород без примесей, это на ее уроках мы могли утолить жажду формулой воды, и на ее уроках мы мечтали вывести формулу вечной любви.

   А каким ветерком нужно подуть на маленьких учеников начальных классов, чтобы они чувствовали себя в школе лучше, чем дома, чтобы им хотелось бежать к учителю, как к родной маме. Об этом знали наши удивительные, ласковые, внимательные учителя Дорогина Мария Ефимовна и Литвинова Галина Ефимовна. И пусть седина посеребрила их головы, они останутся для нас всегда молодыми, красивыми, с горящими и верными сердцами, добрыми и умными глазами.

   Особое ученическое, учительское, человеческое, огромное спасибо я хочу сказать своей первой учительнице Емельянцевой Евгении Семеновне. Эта строгая, требовательная, но душевная, любящая, понимающая каждый взгляд своих маленьких учеников учительница, закладывала прочный фундамент знаний у многих поколений.

   Именно в те далекие детские годы я захотела стать учителем, и я им стала, 

таким же строгим и требовательным. Я часто про себя повторяю (может быть, об этом в свое время думала и Евгения Семеновна), что я отдаю все свои силы не для того, чтобы меня любили дети, а для того, чтобы они хорошо учились, были грамотными, прилежными, добрыми. И, может быть, через много лет, кто-нибудь, пусть даже один ученик, вспомнит меня и мысленно скажет мне «спасибо», и я буду рада.

   Дорогая Евгения Семеновна! Живи долго-долго, не старей, не поддавайся болезням. Пусть помнят тебя ученики, пусть любят тебя твои дети, внуки и будущие правнуки!

   Дорогие мои ветераны! А ведь в этом слове прячутся еще и «раны». Ранимы наши ветераны. И эти раны наносим им мы, молодое поколение учеников и учителей своим невниманием и равнодушием к ним. А они своим многолетним, нелегким трудом на поле боя за знания детей заслужили самую высокую и почетную награду: бесконечную нашу любовь и уважение.

   Дорогие ветераны!

 Живите долго и счастливо,

Спокойно, весело, красиво.

Мы будем помнить вас всегда.

Пусть медленней летят для вас года.

Ласкающих и теплых вам ветров.

Нежнейших, добрых и чудесных снов.

Заботливых, внимательных детей,

Сердечной благоларности от всех людей.

 

                                            С любовью Татьяна Васильевна Иост

  

 

 

 

 

             Валерий Андреевич и Тамара Семеновна Марковы

 

   Я приехала в Безменово после окончания института в 1973 году, Марковы уже здесь работали несколько лет. Валерий Андреевич преподавал рисование, черчение, его кабинетом был кабинет №4. помимо этого, он вел кружки прикладного искусства (дети выжигали рисунки по дереву, делали поделки из соломки, кости, дерева). Валерий Андреевич отлично рисовал сам и привил любовь детей к своему предмету.

   Это был великан: 1 метр 90 сантиметров ростом и сто килограммов весом. Всегда веселый, неунывающий человек. Дети очень любили его и не обижались, если иногда им попадало от него. Он всегда был обвешан детьми, где Валерий Андреевич, там смех и шутки. Он хорошо фотографировал и вел фотокружок. Летом неизменно находился в лагере труда и отдыха на Безменовской речке вместе с Рубановым Юрием Алексеевичем и Синюковым Николаем Ивановичем.

   Он был эрудированный учитель, проводил КВНы об искусстве, где неизменно присутствовали не только мы, молодые специалисты: Вера Алексеевна, Татьяна Алексеевна, Зоя Николаевна Пивоварова, но и учителя постарше. В качестве призов дарил поделки, изготовленные своими руками (у меня до сих пор хранится пепельница из рога и пластмассы).

  А какие веселые номера самодеятельности придумывал (и сам участвовал в них) к различным вечерам и посиделкам. Чего стоит танец маленьких лебедей!

   Он был охотник и рыболов, энтузиаст и любитель походов и поездок.

У меня об Валерие Андреевиче сложились незабываемые впечатления.

   Его жена, Тамара Семеновна, работала в школе секретарем. Была веселым и общительным человеком, под стать Валерию Андреевичу. Но у нее были маленькие дети, поэтому не всегда она имела возможность поддерживать во всем мужа.

 

                                                                  Учитель иностранного языка

                                                                Татьяна Алексеевна Стенникова

 

 

 

 

                                   Галина Алексеевна Гамова

 

   Моей первой учительницей была Гамова Галина Алексеевна. В 1961 году она выпускала четвертый класс, где учился мой старший брат. И, набирая первый класс, уговорила моих родителей отдать меня в школу, хотя я должна была идти в следующем году. Так накануне линейки было решено попробовать отправить меня в школу. Я благодарна Галине Алексеевне за то, что она привила мне любовь к школе, можно сказать, разбудила жажду к знаниям. Мне до такой степени нравилось учиться, что я ходила в школу со сломаной рукой и поэтому не отстала от класса. Она научила нас читать, писать и считать; она первая привила любовь к книгам, которая осталась у меня на всю жизнь. Галина Алексеевна была одновременно и строгой, и доброй. И я рада, что мне довелось учиться у нее.

 

 

                              Любовь Афанасьевна Плотникова

 

   В 1965 году я пошла в пятый класс, и теперь у нас были разные учителя. Русский язык и литературу вела Любовь Афанасьевна Плотникова, которая с шестого класса стала нашим классным руководителем. Может быть, мы не всегда понимали друг друга, но учителем она была грамотным, очень много знала, но, если была в чем-то неправа, не считала зазорным признать ошибку. Она умело подогревала желание как можно больше читать и знать.

   Часто Любовь Афанасьевна доверяла проверять тетради одноклассников, что заставляло более ответственно относиться к знаниям, к изучению русского языка. Как классный руководитель и учитель словесности она организовывала различные викторины в классе. А самое главное, учила мыслить и выражать свои мысли и излагать их на бумаге. Я с большим теплом вспоминаю те годы, несмотря на то, что Любовь Афанасьевна не всегда была права и, может быть, добра к нам, но иначе, я считаю, просто нельзя было.

 

                               Из воспоминаний учителя Безменовской средней школы

                                                   Галины Сергеевны Килинчук

 

 

 

 

 

                            Владимир Николаевич Тихвинский

 

    Владимир Николаевич запомнился мне, как человек, который требовал от учеников высокого уровня знаний, железной дисциплины. Знания, которые он давал ученикам, были очень глубокие, а уроки очень интересными. Ни один человек не разговаривал на уроке, слушал внимательно. Ученики, приходившие к нему на занятия, получали заряд энергии, который воспитывал в человеке мужество и способность к действиям по первому требованию.

   Мне запомнился один случай, который произошел со мной во время полевых сборов летом 1990 года в Романово. Шел последний день сборов, и мне выпало дежурство на КПП с 3 часов ночи до 6 часов утра. Я и Жеребцов Саня заступили в наряд  дневальными по КПП. И вот под утро, когда у человека наступает самый глубокий сон, мы с Саней уснули. Положив автоматы на землю, мы прилегли на лавочки и спокойно спали. Сквозь сон я услышал, что кто-то подошел и поднял наши автоматы, потом крикнул: «Тревога!» Вскочив на ноги, я увидел, что Владимир Николаевич стоит с оружием, которое было направлено на нас. Он сказал: «Что же вы спите? А если из-за вас перебьют всех ваших друзей». И стало так стыдно, что мы подвели его и всех парней. А Владимир Николаевич отдал нам оружие и сказал: «Часовой – это тот, кто охраняет не только покой своих друзей, которые доверяют свой сон, но и покой, и мирную жизнь своей страны и всех ее граждан». И эти слова я запомнил на всю жизнь. Защищая рубежи нашей страны, я ни раз вспоминал этот случай, и благодарность моему учителю безгранична.

 

                                         Учитель Безменовской средней школы

                                               Дмитрий Алексеевич Кузнецов

 

 

 

 

 

                             Евдокия Петровна Артюнина

 

                                                            То было много лет назад

                                                            Я тоже в первый раз

                                                            С толпою сверстников – ребят

                                                            Пришла я в первый класс.

   Это был 1958 год. Прошло 49 лет с тех пор, почти полвека. Моя первая учительница Евдокия Петровна Артюнина, отличник народного просвещения.

   Она научила меня читать, писать, любить свою школу, своих учителей. Она щедро делилась с нами знаниями и добротой. Евдокия Петровнабыла очень ласковая, добрая, спокойная. Для меня она – вторая мама. В классе мы ее очень любили. Я до сих пор помню ее мягкие, ласковые руки. Она могла обнять, погладить по голове, приласкать.

   Приходили в школу пораньше, чтобы встретить ее, когда она будет идти в школу. Увидев ее, мы гурьбой бежали к ней навстречу. Каждому хотелось пронести ее чемоданчик с нашими тетрадками. Чемоданчик доставался кому-то одному, тогда остальные брались за ее руки, друг за друга и шли в школу.

   Я помню ее уроки чистописания. На уроках была абсолютная тишина, выводили каждую буковку, где надо было писать с нажимом, без нажима. Я старалась быть похожей на любимую Евдокию Петровну.

   Евдокия Петровна учила нас идти по жизни смелыми, гордыми, справедливыми, честными, по-настоящему добрыми и чуткими. Ведь доброта, чуткость и честность – это главное, что нужно для человека.

   Евдокия Петровна была с нами всегда. Окончив начальную школу, мы перешли к другим учителям. У нас часто менялись классные руководители, но она была с нами. Мы шли к ней постоянно с радостями, удачами и неудачами.

   Окончив среднюю школу, я поступила в пединститут, т.е. пошла по ее стопам. После института я пришла работать в нашу школу к Евдокии Петровне.

   Уйдя на пенсию, она переехала в город Новосибирск. Мы с ней переписывались, поздравляли друг друга. Она интересовалась моей жизнью, успехами в работе. Но приходит время, когда расстаемся навсегда. Низкий поклон, моя добрая, милая первая учительница.

                               Учителей своих я не забуду,

                               Учителям своим не изменю.

                               Они меня напутствуют оттуда,

                               Где нету смены, вечеру и дню.

 

                                                               Выпускница 1968 года

                                                            Зоя Гавриловна Гришина

 

 

 

 

                                  Петр Евграфович Еремин

 

   Петр Евграфович Еремин – наш первый директор в новом здании нашей школы. Это он принял на свои руки долгожданную новую школу. Это был строгий и энергичный человек.

   Он вместе с учениками после уроков красил, украшал и т.д. Парк, что расположен перед школой, основан был им. Петр Евграфович во главе всех учеников, с лопатой, садил саженцы. А потом строго проверял, чтобы все посаженое мы поливали. Он сказал: «Здесь будет парк!» И уже многие годы жители нашего села любуются этим парком.

  Петр Евграфович все делал строго: вел уроки, строго спрашивал, сам ежедневно проверял состояние школы. Классы дежурили по неделе, и после дежурства ученики мыли свои этажи. Мы готовились с трепетом в душе сдавать дежурство директору школы. Он проводил пальцем по стеклу окон, по подоконникам, по панелям. Палец должен был остаться чистым (и оставался чистым). Он на нас не ругался, не повышал голоса, но если кашлянет несколько раз и усами дернет, то, значит, он недоволен. Берег он школу.

   Петр Евграфович вникал во все учебные и воспитательные процессы. Уроки его были интересными. Он вел историю и обществознание. Мы делали доклады и сообщения, он не ограничивал нас рамками программы.

   И еще я хочу напмсать о первой поездке на Телецкое озеро, которую организовывал и возглавлял, естественно, Петр Евграфович. Еще с нами ездил учитель физкультуры Семенов Константин Ильич. Дали нам обыкновенный грузовичок. В кузове прикрепили лавки, тут же лежали наши вещи, одеяла, матрасы. Ох, как же здорово было нам ехать в этом кузове!

Пели песни, хохотали, шутили. Петр Евграфович первый увидел сусликов, которые стояли столбиками недалеко от дороги. И когда машина остановилась, мы замолчали и услышали их свист…

   Было очень жарко, мы останавливались у водоемов, когда этого хотели. Первым вступал в озеро или речку Петр Евграфович, походит-походит, поплавает, а мы с нетерпением ожидали на берегу его разрешения на купание. А потом с визгом неслись в воду. Он играл с нами в воде в мяч, даже брызгался водой на нас.

   Во время поездки Петр Евграфович много нам рассказывал о местности, где мы проезжали. Все с удовольствием его слушали, потому что до этого мы никуда и никогда не ездили!

   Переезжали на пароме Катунь. По извилистой дороге ехали вверх, и начался дождь! Наконец мы добрались до места. Хоть с неба лтло нещадно, Петр Евграфович не давал нам унывать. Натянули палатку, она была очень большая, одна на всех. Справа спали мальчики и Семенов Константин Ильич,  слева – девочки, и у входа в палатку расположился Петр Евграфович.

   На костре варили еду, чай кипятили. Петр Евграфович оказался веселым, остроумным человеком, который и пошутить мог, разные истории нам рассказать.

   Природа Телецкого озера нас просто очаровала. Это такая красота! На теплоходе по озеру совершали поездки. Нам и гид не нужен был, все рассказывал Петр Евграфович. Один раз он сильно рассердился: мы с девочками залезли в заповедник, в кедрач, и набрали кедровых шишек. А я еще умудрилась наступить в осиное гнездо, и меня сильно покусали осы. Я разболелась, а Петр Евграфович научил девочек мне холодные примочки делать.

   И второе путешествие с Петром Евграфовичем я совершила в Москву: повезло, в награду за хорошую учебу учеников возили в столицу. Это была тоже незабываемая поездка. Петр Евграфович заботился о школе, об успеваемости, но и о воспитании учеников не забывал. Получается так, что наш первый директор в современном здании школы первым открыл для нас большой мир и расширил горизонты нашего кругозора.

   Петр Евграфович был очень строгим, мы просто трепетали перед ним, но мы его очень сильно любили. Он был неравнодушен к нуждам и интересам других, он уважал своих учеников и видел в них человека.

 

                                                                    Выпускница 1968 года

                                                            Зоя Степановна Афанасьевна

 

 

 

 

                                  Галина Павловна Гарцуева

 

   Галина Павловна была у меня классным руководителем с 1982 по 1987 год и еще преподавала историю. Она пришла к нам молодая, статная, величественная, и при всем этом еще и жена директора школы Александра Тимофеевича Гарцуева.

   На уроки к Галине Павловне иы шли с удовольствием, очень интересно она преподносила нам материал, но и побаивались (спрашивала очень строго). А вот после уроков это был свой человек.

   Мы вместе у Галины Павловны дома выпускали газеты, сочиняли разные сценарии к общешкольным мероприятиям, репетировали. Очень интересно проводили время после уроков. Особенно когда готовились к празднику 9 Мая. Наш кабинет был «Комнатой боевой славы», и мы готовили концерт ветеранам, пели песни военных лет, проводили экскурсии. Это был один из лучших кабинетов в школе, все благодаря Галине Павловне. Также мы ходили к ветеранам, записывали воспоминания, помогали им.

   А еще помнится осенняя уборка свеклы. Устанешь и ждешь отдыха, вот здесь то Галина Павловна собирала всех нас вокруг себя (даже мальчишек), и начинала рассказывать разные сказки про принцев и принцесс, про замки. Было очень интересно, сидим на куче ботвы и слушаем то новую сказку, то продолжение вчерашней, а сами думаем, как она так много знает сказок. А потом оказалось, что Галина Павловна сказки придумывает сама.

   Было очень интересно с таким творческим, увлеченным, любящим педагогом. И, конечно, было жалко с ней расставаться, когда нас соединили с 9 «А» классом, т.к. после восьмого класса у нас осталось меньше человек.

 

                                                                          Выпускница 1989 года

                                                                    Инна Александровна Бабина

 

 

 

 

                            Валентина Петровна Рубанова

 

   Рубанова Валентина Петровна выросла в учительской семье, и сама стала учителем с «большой буквы».

   Она замечательный учитель, ее любят дети и родители, ее любит коллектив, в котором она работала и сейчас работает. Ее знают как хорошую учительницу во всем районе, к ней приезжают на уроки, чтобы набраться опыта. Это не только творческий учитель, но и замечательный, душевный человек, настоящий верный друг. Справедливая, честная, с открытой душой, всегда придет на помощь  в трудную минуту и порадуется за других, когда у них успех, радость, победа.

   Безменовская средняя школа, на мой взгляд, многое потеряла, когда Валентина Петровна уехала в п. Линево. Она и в спорте была первая – это лучшая бегунья на лыжах, в соревнованиях по теннису Валентина Петровна опять первая, лучшая в районе. А если запоет, то равнодушных не найдешь, все заслушиваются. А как они поют с мужем дуэтом песню «Хлеб всему голова»! Без слез не обходится.

   А еще она отличная мать и замечательная бабушка пятерых внуков. Побольше бы таких людей, как Валентина Петровна Рубанова! Это идеал! Я ее люблю!

  

                                                        Учитель Безменовской средней школы

                                                             Татьяна Георгиевна Ваенгардт

 

 

 

 

 

                           Раиса Александровна Масленникова

 

   Работа в школе свела меня со многими замечательными людьми. Одной из них является Раиса Александровна Масленникова.

   Она работала в с. Ново-Локти, приехав из Подмосковья. Из воспоминаний ее учеников:

- Мы все как-то сразу влюбились в Раису Александровну и ее предмет. Красивая, обаятельная, она учила детей любить французский язык. Директором школы был Масленников Дмитрий Алексеевич (будущий ее муж), который остался с пятью детьми после смерти жены. И вот эта умница, красавица, в 28 лет выходит замуж, становится, нет, не мачехой, а матерью для его детей. Когда он заболел, она ночевала в больнице, ухаживала за ним, как за малым дитем. Дети очень ей благодарны за все и, по-прежнему, не забывают ее.

   С того времени, когда они переехали в 1964 году в Безменово, мы в этой школе проработали вместе 15 лет. Это такой прекрасный человек, простая, отзывчивая, добрая, она в трудные минуты всегда поддерживала коллег. С ней можно было посоветоваться и знать при этом, что об этом никто не узнает. Нас связывала крепкая дружба. Мы вместе проводили свободное время: обсуждали проведенные уроки, вместе писали планы, делились прочитанным. Сейчас часто вспоминаем, как мы занимались спортом, бегали до поворота второго отделения. Дмитрий Алексеевич (ее муж) всегда смеялся над нами, т.к. приходилось вставать в пять часов утра, и называл нас «юные спортсменки».

   Ее тактичность, доброжелательность, гармония во всем были для меня примером. Мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения.

 

                                                         Тамара Ивановна Афанасьева

 

 

 

 

 

               Николай Иванович и Роза Степановна Синюковы

 

   Николай Иванович и Роза Степановна Синюковы – это образец дружной, доброй семьи.

   Когда Николай Иванович пришел работать в школу, можно было сразу понять, что это человек простой, открытый. Он в любую минуту мог оказать помощь, кто бы к нему не обратился. Он очень любил ребят, и они отвечали ему взаимностью. Где был Николай Иванович, там чувствовался порядок во всем. Будучи организатором лагеря труда и отдыха, брал туда учащихся, которые стояли на учете в детской комнате милиции. И это было очень мудро: своим трудолюбием он прививал любовь к труду детям. Николай Иванович организовывал поездки на Телецкое озеро, Красноярские столбы.

  Был он заядлым рыбаком и охотником, вместе с ребятами ходил на рыбалку, и дети с удовольствием варили и ели уху. До сих пор бывшие учащиеся относятся к Николаю Ивановичу с уважением и вспоминают его добрые дела.

   А его жена Роза Степановна – это общительная, добрая женщина-педагог, умеющая видеть в людях только хорошее. Как она могла увлечь учеников своим предметом! Она преподавала географию. Каждый ее урок не похож на предыдущий. Ребята очень любили ее: она собирала необычный материал из своих путешествий (по Памиру, Хакассии) и интересно рассказывала об этом на уроках.

   Роза Степановна с ребятами ходила в походы, материал оформляли в альбомы. Около школы ею была организована метеоплощадка, где дети наблюдали за погодой и вели общешкольный календарь.

   Как классный руководитель она помогала детям во всем. Она замечательная жена и мать. Я благодарна судьбе, что у меня такие друзья.

   Пусть счастье никогда не покинет их дом.

 

                                                           Тамара Ивановна Афанасьева

    

 

 

 

                              Тамара Ивановна Афанасьева

 

   Тамара Ивановна родилась в городе Черепаново. Ее мама, Мария Ивановна, была прекрасной и умелой портнихой. Папа, Иван Егорович, был шофером. У Тамары Ивановны есть старшая сестра Галя, которая окончила педагогический институт и по распределению стала работать в Зимовской школе.

   Счастливое детство Тамары Ивановны длилось недолго: в 1958 году умирает мама и она уезжает к сестре в Зимовье, где живет и продолжает учебу. Тамара Ивановна окончила педагогический институт (факультет географии).

   И вот в Зимовье приезжает парень, видный собой, веселый, озорной. Он всех очаровал своим обаянием. Стал он там работать киномехаником. Как увидел он Тамару Ивановну, так и потерял свою голову…

   В 1962 году Тамара Ивановна и Петр поженились. Переехали они на станцию Безменово, где у Петра жила мама. Тамара Ивановна стала работать в школе. Она со школьной скамьи увлекалась французским языком, проходила заочные курсы, а в школе как раз не было учителя французского языка.

   И вот в наш класс заходит новая учительница. Какие же это были уроки! Мы и пели, и стихи учили. Я даже помню до сих пор, как мы красиво заполняли словари и тетради. Тогда для нас это было здорово, т.к. мы могли цветными карандашами что-то подчеркивать, рисовать. Теперь-то я знаю, что таким способом мы легко усваивали французскую грамматику. Мы просто любовались Тамарой Ивановной на уроках, ее добрым красивым лицом, ее очаровательной улыбкой. А каким заразительным был ее смех! Мы любовались ее прекрасными руками: форма рук нас просто поражала – такие они были красивыми, тем более, они были всегда на виду. Она ими показывала нам яркую, прекрасно выполненную этими же руками, наглядность.

   Рисовала и рисует Тамара Ивановна просто профессионально. Даже все мальчики, не говоря уж о девочках нашего класса, полюбили и ее, и французский язык. Это был очень энергичный учитель с чувством юмора, с большой фантазией, талантливый и одаренный.

   С 1975 по 1990 год Тамара Ивановна работала заместителем директора по воспитательной работе. В школе стали проводиться интересные различные мероприятия, вечера. Еще Тамара Ивановна организовывала производственную бригаду: летом ученики работали, а потом их увозили к Безменовской речке, где находился палаточный город для проживания там учеников и учителей. Это было замечательное время для всех. Когда бывшие ученики встречаются на вечерах встречи, то сразу же начинают вспоминать время, проведенное в лагере труда и отдыха «Романтик».

   Да и сама Тамара Ивановна была великим романтиком, любила походы и песни у костра, любила что-то придумывать новое и интересное. Сама не могла жить спокойно и не давала окружающим забывать, что жизнь прекрасна, разнообразна и интересна.

   В 1978 году Тамара Ивановна возила учеников в Шушенское, на Телецкое озеро. И эти поездки она сделала традиционными.

   Вот такой замечательный человек, прекрасный учитель работал и работает в нашей школе. Это человек широкой, нежной души и любящего сердца. Эти ее высокочеловеческие качества распространялись не только на людей, но и на животных, на цветы, на все живое на земле.

   У нее дома всегда много кошечек и собак. Она не оставит котенка или щенка на улице, подберет, помоет и оставит жить у себя дома. Любит и заботится о них так, как если бы это были ее самые любимые дети. И цветы она просто обожает. У нее не ограда, а настоящий рай для цветов.

   Земля бы краше расцвела, если бы такие люди на ней жили всегда!

 

                                                               Выпускница 1968 года

                                                         Зоя Степановна Афанасьевна

 

 

 

 

 

                             Лариса Григорьевна Шевченко

 

   Лариса Григорьевна Шевченко родилась в Смоленской области на станции Новодугинская. Мама ее была учительницей начальных классов, отличником народного просвещения. А папа погиб во время Великой Отечественной войны в конце 1943 года.

   Лариса Григорьевна окончила Смоленский педагогический институт и приехала по направлению в нашу школу. Стала она вести уроки алгебры и геометрии и стала нашим классным руководителем. Семь лет проработала Лариса Григорьевна в Безменовской школе.

   Потом ее мужа Шевченко Валерия отправляют в партшколу в г. Омск. Лариса Григорьевна едет вместе с ним. В Омске она стала работать по своей специальности в школе. Затем она работала учителем математики и завучем в Шурыгинской школе, а после переезда в город Бийск Лариса Григорьевна работала в гороно инспектором по детским домам и интернатам. Она является отличником народного образования, ветераном труда.

   А сейчас я хочу написать о том, как к нам в класс пришла пока еще не Шевченко, а Барченкова Лариса Григорьевна. Эффектная, с красивой прической, элегантная, фигура как у маникенщицы. И с первых минут общения она нас просто покорила. Она не играла «на публику», была такой, какой была в жизни. Мы ее полюбили всеми нашими сердцами! Представьте себе, какой шок и горе мы пережили (особенно мальчишки), когда Лариса Григорьевна вышла замуж! Мы не могли смириться с тем, что будем делить нашу Ларису Григорьевну с каким-то там мужем… Почему так?

   Лариса Григорьевна была для нас, как свежий порыв ветра, как солнечный луч, как яркая радуга, которая озарила и осветила нашу жизнь. Она открыла нам глаза на многие вещи. Лариса Григорьевна – энтузиаст своего дела, великий романтик, веселая и неспокойная душа. С ней мы познали нескончаемое количество часов счастья. Мы не жили спокойно, готовили концерты, какие-то выступления, с которыми ездили по отделениям и выступали там, в клубах и здесь, в воинской части.

   Пели песни, проникнутые романтикой, любовью к путешествиям, к горам. Она првила нам «щемящее чувство тайги». Мальчики сделалаи костер, около него собирались и пели … Научила нас Лариса Григорьевна танцевать, петь, слушать музыку в тишине, закрыв глаза.

   Мы проводили в школе балы: то это «ситцевый бал», то другие. Условие – девушки приходят в ситцевых платьях, сшитых своими руками! А какие мы вечера проводили в День рождения комсомола, на Новый год, на 8 марта!

   Лариса Григорьевна научила нас любить людей, друг друга, окружающий мир. Мы боялись совершить что-то не очень хорошее, потому что Лариса Григорьевна посмотрит на нас с огорчением и укоризной во взоре.

   Лариса Григорьевна была и есть для нас самой светлой и чистой любовью, замечательной «второй мамой», которая действительно любила и уважала нас, со всеми нашими недостатками, ненавязчиво подталкивала в нужном направлении. Я не помню, чтобы она «читала нам нравоучения».

   Мы светлеем душой и сердцем только при одном ее имени!

                           Лариса Григорьевна! Светлая моя!

                           Время Вас не тронуло: какая красота!

                           Все так же элегантна,

                           Шарма вся полна.

                           Глаза – озера синие

                           Полны добра.

                           Как долго мы не виделись,

                           Жили как во сне. Вы – все такая ж милая,

                           Подобны вы весне.

                           К нам в класс пришла и будто

                           Солнышко взошло.

                           И заиграло искрами –

                           Так стало всем светло.

                           Все в Вас нас удивляло:

                           Походка, разговор.

                           Что в Вас нас покоряло –

                           Так это нежный взор.

                           Сердилась иль страдала,

                           Лишь молча поглядишь.

                           Нас сразу в дрожь бросало,

                           Как будто всех стыдишь.

                           Старались быто достойными,

                           Чтоб Вас не огорчать,

                           И глупость свою детскую

                           Вам не показать.

                           Как проводили вместе

                           Концерты, вечера!

                           Согласны были с Вами

                           Петь песни до утра!

                           Неладно что-то делали –

                           Вы понимали нас.

                           А в Вас мы свято верили,

                           Скажу Вам без прикрас.

                           Хочется нам снова в детство вернуться,

                           Чтоб снова смогли Вы нам улыбнуться.

                           Согласны мы снова логарифмы решать

                           И домой не спешили б бежать.

 

                                                                   Выпускница 1968 года

                                                         Зоя Степановна Афанасьевна

 

 

 

                        Екатерина Павловна Фролова

 

   В жизни каждого человека встречаются учителя, которые оставляют незабываемое впечатление, заставляют по-иному взглянуть вокруг.

   В моей жизни было много таких учителей.

   Первый из них – моя первая учительница, Екатерина Павловна Фролова. Это был целеустремленный человек, увлеченный своим делом, она вместе с нами переживала наши неудачи, радовалась нашим победам. Она сама была всегда аккуратна во всем и этого же требовала от нас, учила доводить все начатое до конца, не останавливаться на достигнутом. Ее кумиром была Математика, мы столько много решали, придумывали задачи, примеры, что нам всем, ее ученикам, казалось, лучше математики нет ничего на свете.

   Мы все хотели быть похожими на нашу Екатерину Павловну, носить такое же черное платье с белой гипюровой вставкой как у нее, писать такие же красивые буквы, даже перелистывать страницы учебников как-то по-особенному и, играя в школу, ставить друг другу в тетрадки пятерки и двойки такие же, какие нам ставила она.

   Тогда я решила, что буду учителем, как  Екатерина Павловна. Она была строгая, когда мы шалили; добрая, когда у нас все получалось; веселая, когда было весело нам, всегда все про нас знала и вовремя приходила на помощь. Пролетело три года, и мы расстались с нашей первой учительницей, но еще долго бегали к ней и были вожатыми у ее следующих учеников.

 

                         Фролова Татьяна Дмитриевна

 

   Следующее яркое воспоминание – учитель литературы и русского языка Фролова Татьяна Дмитриевна. Она приехала к нам после окончания института из Новгорода и сразу очаровала нас. После трех лет любви к математике, мы все дружно влюбились в Литературу. Мы ревновали Татьяну Дмитриевну к старшеклассникам, которые на всех переменах атаковали ее, особенно юноши, а нас оттесняли. А ведь она была «наша», наш учитель и классный руководитель.                                    

   Татьяна Дмитриевна сумела нас подружить, но главное – она приучила нас читать, читать везде и всегда. Наш Учитель открыл нам красоту художественного слова и романтику приключений. Она знала все наши детские секреты, серьезно относилась ко всем проблемам. Мы вместе с ней ходили в походы, вечно что-то придумывали, оформляли, выпускали.

   Родителям тоже очень понравилась Татьяна Дмитриевна. Они стали частыми гостями у нас на уроках. Она им запомнилась как элегантная, тактичная, скромная, влюбленная в свой предмет.

   И еще три года пролетели незаметно. Больше я не хотела быть учителем начальных классов, решила только на филологический факультет поступать. Через три года Татьяна Дмитриевна вернулась к себе на Родину.

   Так дошагали мы до восьмого класса.

   И снова нам повезло. У нас появился новый классный руководитель. Замечательный математик, очень спокойная, тихая, красивая, стройная, добрая – Гришина Зоя Гавриловна. Это я сейчас понимаю, как ей было с нами тяжело, как мы «доводили» ее, как обижали своими двойками, грубыми нарушениями дисциплины, сколько раз она оставляла своих учеников, потому что мы в очередной раз сорвали урок. Сколько было великого терпения у этой хрупкой учительницы.

   Я благодарна всем учителям, кто меня учил, всех помню, ведь каждый учитель вкладывал в нас, своих учеников, частичку себя.

   Низкий Вам поклон, учителя Безменовской школы.

                                      

                                                                  Выпускница 1980 года

                                           Османкина (Мамайкина) Галина Владимировна

                      

      

Дата последнего обновления страницы 14.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»